Сайт использует технические и персональные данные пользователей для получения статистической информации. С положением об обработке персональных данных посетителей можно ознакомиться по ссылке.
В случае Вашего несогласия с этими условиями - просим Вас покинуть данный сайт. Если Вы продолжаете находиться и использовать сайт - Вы автоматически выражаете свое согласие c положением об обработке персональных данных пользователей сайта
Источник информации http://kursk-izvestia.ru/paper/354/893/
В юбилей учреждения руководитель курского областного центра психолого-медико-социального сопровождения рассказала о том, чего удалось добиться за 10 лет работы.
За время существования центра, а открылся он 20 января 2005 года, здесь получили помощь более 40 тысяч детей. Сегодня, как и прежде, учреждение бесплатно оказывает образовательные и медицинские услуги. О самом центре и о новых направлениях в работе мы побеседовали с его директором, кандидатом педагогических наук Татьяной Зубаревой.
Особая работа с «особыми» детьми
- Татьяна Григорьевна, с какой целью был создан ваш центр?
- Дело в том, что в поддержке педагогов и медицинских работников всегда нуждаются не только дети-инвалиды, но и ребята, имеющие разные психофизические нарушения. Таким детям очень сложно учиться в обычных школах, особенно на селе, трудности при этом испытывают и их педагоги. Чтобы решить эти проблемы, создать условия для инклюзивного обучения, а также методически помочь учителям, занимающимся «особыми» детьми, и был создан наш центр. Как говорится, в ответ на социальный запрос в регионе создали Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения. Он стал не только научно-практической, но и консультативно-методической экспериментальной «площадкой», где проблемами воспитания, обучения и развития детей совместно занялись профессионалы педагогического и медицинского профиля.
Интерактивный стол
Хочу отметить, что за десять лет работы помощь специалистов Центра получили более 40 тысяч детей, 12,4 тысяч родителей, более 4,6 тысяч работников системы образования, социального обеспечения и здравоохранения региона, студенты. 1213 детей с проблемами в психофизическом развитии и социальной адаптации посещали коррекционные занятия педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов. Ежегодно у нас получают помощь около 300 детей-инвалидов.
- Можете привести конкретные примеры?
- В числе первых клиентов Центра была семья с ребёнком, полноценное развитие которого ставили под сомнение многие компетентные специалисты в области медицины. На занятия Сашу, ему тогда было около четырёх лет, приносили на руках. Мальчик с трудом мог самостоятельно сидеть, руки ребёнка были настолько слабы, что не удерживали ни мяч, ни погремушку. Речь была «смазанной», малопонятной, с грубыми нарушениями звукопроизношения. Для Саши разработали индивидуальную программу развития с участием педагогов: дефектолога и логопеда - и врачей: психиатра и невролога.
Мама Саши ответственно выполняла все рекомендации специалистов, много занималась с сыном дома, хотя жизненные условия семьи были достаточно трудными: жили на съёмной квартире, а отец, не выдержав трудностей, оставил семью. Из-за болезни сына мама не могла пойти работать. Вместе с сотрудниками Центра за Сашу боролись специалисты НИИ ортопедии им. Турнера (С.-Петербург). Здесь он получал восстановительное лечение и проходил реабилитацию. И как результат – вместе с другими детьми мальчик пошёл в первый класс общеобразовательной школы неплохо подготовленным. Вначале Саша обучался на дому (мальчик к тому времени при ходьбе использовал костыли), а потом стал посещать школьные занятия вместе с другими детьми. Надо заметить, что и в школе, и в классе для ребёнка была создана комфортная среда, в которой он чувствовал поддержку учителя и одноклассников. Не случайно уже в первом классе Саша успешно участвовал в конкурсе чтецов. А сейчас, в седьмом, он серьёзно увлекается шахматами.
Помощь для самых маленьких
- Какое, на ваш взгляд, главное достижение ваших специалистов?
- До появления нашего центра проблемами обучения, воспитания и выдачей рекомендаций по обучению детей с нарушениями в развитии в нашей области занималась только областная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
В настоящее время ПМПК является одним из структурных подразделений Центра. Команда педагогов и врачей комиссии комплексно подходит к проблеме каждого обратившегося ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Обследование проводится по принципу включённого наблюдения, при необходимости используются кинокамера, аудио- и видеоаппаратура. Главный принцип деятельности комиссии – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей!
Система ПМПК представлена Центральной комиссией и шестью территориальными ПМПК, которые работают в таких городах региона, как Курск, Курчатов, Железногорск, Рыльск, Суджа, Щигры.
За 10 лет работы ПМПК помощь получили около 28 000 детей, причём примерно 7000 человек из их числа прошли диагностику и получили заключение Центральной ПМПК.
Вторым важным достижением нашей деятельности явилось открытие Центра раннего вмешательства для детей в возрасте от 0 до 3 лет. Его создания мы добивались в течение нескольких лет. Также организовано межведомственное сотрудничество с поликлиниками, родильным домами, Перинатальным центром, по рекомендации которых дети раннего возраста получают помощь в ЦРВ.
Такое взаимодействие даёт возможность своевременно выявить проблемы ребёнка уже в раннем возрасте и максимально устранить недостатки го психофизического развития и подготовить малыша к обучению в школе. Всего такую помощь специалистов нашего Центра получили 8 тысяч детей раннего возраста, в том числе в ЦРВ с 2012 года принято 406 детей.
Специалисты центра проводят работу с детьми при помощи современного оборудования
- Кто и как может к вам обратиться?
- Помощь в Центре получают родители, работники сферы образования и студенты вузов. К нам обращаются специалисты Центров социальной помощи несовершеннолетним, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Родители и специалисты также могут ознакомиться с методическими материалами и рекомендациями по вопросам обучения, воспитания, сопровождения и развития детей разного возраста, представленными на сайте учреждения.
Инклюзивное обучение
- Сотрудничаете ли вы с другими организациями?
- Мы не только принимаем посетителей, но и ведём научно-практическую, консультативно-методическую, просветительскую и профилактическую деятельность.
Центр довольно тесно сотрудничает с образовательными организациями региона. Наши специалисты делятся с учителями и родителями опытом по обучению детей с ограниченными возможностями в обычных детских садах и школах, обучают их составлению адаптированных образовательных программ с учётом индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В общей сложности 4500 работников системы образования и более 12000 родителей получили в Центре консультативную помощь.
Мы считаем, что одной из главных наших задач остаётся помощь в организации обучения детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов в обычных классах. Это и называется инклюзивным обучением.
Мы были инициаторами создания инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях региона и радуемся тому, что в настоящее время вопросы этого обучения и воспитания так же важны, как и общепедагогические вопросы в массовых школах.
Для родителей и учителей в помощь выпускаются сборники, пособия, буклеты, памятки.
- Оборудование, которое используют ваши специалисты, отвечает ли оно современным требованиям?
- Да, наш Центр обеспечен высокотехнологичным оборудованием. Кабинеты врачебного и педагогического приёма, помещения для работы специалистов центра раннего вмешательства укомплектованы инновационным диагностическим медицинским и психолого-педагогическим инструментарием, современной оргтехникой, интерактивным оборудованием (комплексы «ИМАТОН» и Биологической обратной связи; IT-панели, планшеты, SMART-столы и тренажёры; интерактивный комплекс песочной анимации).
По последнему слову науки оснащены комнаты для сенсорной терапии и Монтессори-занятий, залы для проведения заседаний психолого-медико-педагогической комиссии, занятий лечебной физкультурой, а также для проведения конференций и совещаний.
- Каковы перспективы дальнейшего развития Центра?
- У нас большие планы: это и организация групповых занятий, и создание групп кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих детские сады, а также расширение перечня услуг. Для этого необходимы не только дополнительные помещения, но пополнение коллектива Центра узкими специалистами. Но все эти вопросы можно успешно решить.
К сведению:
Приём в Центре осуществляется только по предварительной записи по телефону 511-475, через электронную регистратуру на сайте учреждения http://pmckursk.ru/ или в самом Центре по адресу г. Курск, ул. Кирова,7.
В общей сложности 4500 работников системы образования и более 12000 родителей получили в Центре консультативную помощь.