Перечень планируемых результатов обучения
В результате завершения обучения по программе повышения квалификации слушатель должен:
- Знать нормативно-правовые основы организации раннего и дошкольного образования детей с ОВЗ и инвалидностью.
- Изучить основные этапы психоречевого развития ребенка с рождения до 7 лет.
- Знать психолого-педагогическую характеристику детей раннего и дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием.
- Иметь представление о медицинских аспектах снятия анамнеза в раннем и дошкольном возрасте.
- Знать особенности психолого-педагогической диагностики детей с сенсорными и речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями, эмоционально-волевыми и поведенческими нарушениями, со сложными дефектами.
- Уметь диагностировать нарушения психоречевого развития детей младенческого и раннего возраста в контексте комплексного подхода.
- Иметь представление об основных концептуальных подходах к организации системы ранней помощи детям с нарушениями развития младенческого и раннего возраста. Изучить опыт создания служб ранней помощи в России и за рубежом, правовые и организационно-методические основы работы системы ранней помощи детям.
- Овладеть теоретическими и практическими основами организации ранней помощи. Знать формы и порядок предоставления услуг в системе ранней помощи; специфику междисциплинарного сопровождения семей с детьми раннего возраста, имеющих нарушения в развитии, угрозу их возникновения, закономерности детско-родительского взаимодействия в младенческом и раннем возрасте при нормативном и нарушенном развитии ребенка.
- Изучить региональную модель оказания ранней помощи и процесс организации работы специалистов в дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ и инвалидностью.
- Знать актуальные практики и технологии работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью. Уметь моделировать систему оказания ранней и дошкольной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в условиях конкретной организации с учетом принципов семейно-центрированного подхода.
- Изучить стратегию сопровождения воспитанников с ОВЗ и инвалидностью в рамках деятельностю ПМП-консилиума. Иметь представление о нормативном правовом обеспечении, целях, задачах, принципах и компетенциях ПМПк. Знать распределение основных функций, полномочий, обязанностей и ответственности между членами ПМПк, процедурные моменты деятельности. Быть готовым к участию в работе ПМПк. Уметь осуществлять взаимодействие со специалистами в условиях инклюзивной образовательной среды.
- Ознакомиться с основными вопросами организации сетевого и межведомственного взаимодействия для оказания квалифицированной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью раннего и дошкольного возрастов.
- Ознакомиться с деятельностью психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК): процесс диагностики, выдачи и реализации рекомендаций.
- Уметь выполнять рекомендации коллегиального заключения ПМПК и ИПРА МСЭ для детей с инвалидностью.
- Владеть опытом построения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ и инвалидностью.
- Изучить технологию разработки и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ дошкольного образования; ознакомиться с технологией разработки и реализации индивидуальных программ ранней помощи детям с нарушениями в развитии.
- Овладеть навыками моделирования системы коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями, в условиях инклюзивной образовательной среды в дошкольной образовательной организации.
- Изучить актуальные вопросы организации психолого-педагогического сопровождения педагогов, работающих с детьми раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью, и семьи, воспитывающей такого ребенка.
- Овладеть способами построения эффективного общения родителей разных категорий детей с ОВЗ и инвалидностью раннего и дошкольного возраста.
- Уметь осуществлять взаимодействие со специалистами и родителями в реализации индивидуальных программ сопровождения детей младенческого и раннего возраста.